Главная страница » Легковые автомобили вышли на первое место по числу выдач в лизинг
По данным ключевых игроков рынка, в период с января по август легковые автомобили заняли лидирующие позиции в сегменте лизинга, вытеснив грузовики. Эксперты связывают эту тенденцию с высокой ключевой ставкой Центрального банка, которая привела к сокращению инвестиций компаний в расширение парка грузовых автомобилей через лизинг, а также с растущим спросом на каршеринг. Однако стоит отметить, что легковым автомобилям удалось обогнать грузовики лишь по количеству оформленных контрактов, а не по денежному объему сделок.
Согласно информации «Газпромбанк Автолизинга», за первые восемь месяцев текущего года предприниматели чаще всего брали в лизинг легковые автомобили — 36% от общего количества проданных машин. Грузовой транспорт, который ранее занимал первое место в объемной статистике, переместился на второе место с 28%. За ним следуют спецтехника (14%) и легкие коммерческие автомобили (10%). В прошлом году картина была иной: на грузовой сегмент приходилось 35% заключенных договоров. Однако в денежном выражении грузовики сохраняют лидерство: на них приходится 41% всех поступивших средств.
«Определенный тренд на превалирование доли легковых автомобилей в лизинговых продажах мы отмечали уже в отдельные осенние месяцы прошлого года», — отмечает Александр Корнев, руководитель управления по работе с импортерами «Газпромбанк Автолизинга». Этот тренд был подтвержден результатами полугодия и первых месяцев третьего квартала.
Директор по стратегии ГК «Альфа-Лизинг» Дмитрий Кудрявцев также подтверждает наличие этой тенденции: по итогам января—августа сегмент легковых автомобилей обогнал грузовые в численном выражении на 82%. Тенденция распределения предметов лизинга в портфеле сохраняется с января: более 50% — легковые автомобили, 30% — грузовой транспорт. «На снижение продаж грузовых авто в лизинге повлияли как рост цен на технику, так и повышение ключевой ставки ЦБ», — говорит он. Крупные игроки притормозили закупки грузового парка по высоким ставкам, а малый и средний бизнес переориентировался с тяжелой грузовой техники на более доступные LCV.
По данным ГК «Альфа-Лизинг», в количественном выражении по итогам января—августа 2024 года сегмент легковых автомобилей занимает 47%, грузовой транспорт — 31%. В денежном выражении, как и у «Газпромбанк Автолизинга», на первом месте грузовой сегмент: 49% портфеля.
«По итогам продаж в январе—августе 2024 года доля легковых автомобилей составила 49%, грузовых — 37%», — рассказывает Иван Коровников, директор по продажам ЛК «Европлан». В топе продаж в сегменте легковых автомобилей, добавляет он, — Lada (23%), Haval (15%), Geely (10%). Среди грузовых — КамАЗ (15%), Sitrak (13%), Shacman (13%). Господин Коровников объясняет смену лидирующего сегмента тем, что отложенный спрос на грузовики активно компенсировался в прошлом году.
Гендиректор «ВТБ Лизинга» Антон Мусатов отмечает, что доля легковых автомобилей в выдачах компании в штуках увеличилась с 40% в январе до 50–54% в июле—августе. Он уточняет, что в целом по рынку РФ на июль в лизинговых продажах 52% занимали легковые автомобили, 23% — грузовые, 15% — коммерческий транспорт, 9% — прицепы, 2% — автобусы.
Тем не менее спрос на грузовую технику у бизнеса по-прежнему высок.
«Некоторые крупные клиенты стали отказываться от лизинга грузового транспорта, инвестируя собственные средства в его приобретение, но спрос на лизинг сохраняется со стороны малого бизнеса, в том числе на технику с пробегом», — рассказывает Алексей Смирнов, гендиректор «Флит Автолизинга» (входит в ИГ «Инсайт»). Он отмечает, что доля грузового транспорта в новом бизнесе компании «устойчива и сохраняется примерно на уровне 40–50%».