У бизнеса всё чаще забирают сданную в лизинг спецтехнику

Почему компании не могут обслуживать долги? По данным РБК в этом году лизинговые компании столкнулись с ростом объемов изъятия спецтехники у бизнеса из-за сложностей с обслуживанием лизинговых договоров. Основными причинами этого явления стали как высокие ставки Центрального банка, так и последствия передачи техники без авансового платежа.

Крупнейшие лизинговые компании в России зафиксировали увеличение объемов изъятия спецтехники из лизинга, что связано с проблемами с обслуживанием лизинговых контрактов. Об этом РБК рассказали представители лизинговых компаний и источники на рынке лизинга и продаж спецтехники. В первую очередь, проблемы испытывают малый и средний бизнес, сообщил РБК Александр Липский, генеральный директор компании «Стройтех», импортера грузовой и спецтехники из Китая. По его словам, малый и средний бизнес не может обслуживать лизинг из-за повышения ключевой ставки.

Липский прогнозирует перегрев и стагнацию продаж на рынке, что приведет к снижению пополнения бюджета за счет пошлин и утилизационного сбора за новые машины. В ближайшие два-четыре месяца ожидается ввоз меньшего количества техники, а с 1 января ожидается очередное повышение утилизационного сбора. Ассоциация «Росспецмаш», объединяющая производителей, уже сообщила о снижении продаж российской строительно-дорожной техники в августе на 33,5% в годовом выражении. В Национальной ассоциации инфраструктурных компаний (НАИК) прогнозируют снижение объема дорожных работ из-за окончания строительства на участках трасс М-4 («Дон») и М-12 («Восток»), что также негативно скажется на спросе на технику.

Техника в лизинг

Руководитель управления анализа данных и принятия решений «Альфа-Лизинга» Вадим Данилов связывает рост количества изъятий с уменьшением платежеспособности клиентов на фоне общей макроэкономической ситуации: ростом ключевой ставки и, как следствие, ставок финансирования, сокращением инфраструктурных проектов и «вызреванием» последствий санкций в различных отраслях. Например, западные рынки сбыта в лесной отрасли стали практически недоступны для российского бизнеса, а логистика продукции на другие рынки обходится дорого. В транспортной отрасли наблюдается дефицит водителей и рост цен на топливо и автозапчасти.

Кроме макроэкономических и геополитических факторов, на ситуацию повлияло и то, что рынок лизинга взял на себя в конце 2022–2023 годов. В то время он взял курс на снижение авансового платежа по лизингу и увеличение доли сделок с нулевым авансом. Понятно, что расстаться с имуществом, приобретенным таким способом, стало проще. Тренд на рост изъятий начался еще в конце 2023-го — начале 2024 года, считают в «Альфа-Лизинге» и «Сбербанк Лизинге». По словам замгендиректора «Сбербанк Лизинга» Андрея Максимова, 2024 год стал рекордным по объему нового бизнеса. Взрывной рост рынка в прошлом году обусловил тенденцию роста изъятий в начале текущего.

Однако, как считает топ-менеджер, напрямую изъятия с ростом ключевой ставки не коррелируют. «Сейчас по нашей компании мы видим, что число клиентов, испытывающих сложности с обслуживанием договора лизинга, стало меньше, чем в первом квартале 2024 года, несмотря на то что весь 2024 год ключевая ставка растет», — отмечает он. На фоне роста ставки Центробанка Корпорация МСП фиксирует огромный спрос на собственный льготный продукт по лизингу оборудования по ставкам 6–8% для малого бизнеса, сообщил РБК гендиректор корпорации Александр Исаевич. «За девять месяцев года МСП получило оборудование на сумму свыше 3 млрд руб. — это в 2,5 раза больше, чем за аналогичный период 2023 года», — добавил он.

В наиболее сложной ситуации оказались предприятия, где лизинговая техника является основным средством производства. Наибольший объем льготной лизинговой поддержки получили предприниматели Московской области (423 млн руб.), Санкт-Петербурга (238 млн руб.), а также Свердловской (179,8 млн руб.), Нижегородской (159,2 млн руб.) и Калужской областей (154,9 млн руб.). С учетом продолжающегося роста ключевой ставки, одним из наиболее реалистичных вариантов нормализации ситуации на рынке лизинга видится поиск компромиссных вариантов изменения условий договоров. Это может быть более продолжительный срок лизинга, что позволит уменьшить ежемесячные платежи, различные варианты отсрочек платежей или предоставление льготного периода, когда предприниматель может платить уменьшенные платежи или вовсе ставить их на паузу, — заключил Александр Исаевич.

Популярные товары